ПО проекту «Партизанская деревня. Часть вторая» при поддержке ФПГ мы в мастерской военных машин изготавливаем легендарный «Захар Иваныч», грузовой советский автомобиль ЗИС-5. Пока машину делают давайте вспомним чем знаменит этот труженик войны и тыла.
Легенда ЗИС-5
Этот автомобиль в нашей стране знали все. Известен он был даже за рубежом, поскольку стал одной из первых советских экспортных машин.
ЗИС-5 родился в начале 1930-х, а работал на дорогах СССР до второй половины 1960-х. Водители уважительно называли его Захар Иванович или просто по-приятельски — Захар.
Но у ЗИС-5 было и забавное иностранное прозвище.
В республиканской Испании, куда машины поставляли в 1930-х, букву И в аббревиатуре ЗИС прочитали как латинскую Н, и получилось Tres Hermanos Comunistas – три брата-коммуниста!
Но у ЗИС-5 было и забавное иностранное прозвище.
В республиканской Испании, куда машины поставляли в 1930-х, букву И в аббревиатуре ЗИС прочитали как латинскую Н, и получилось Tres Hermanos Comunistas – три брата-коммуниста!
![](https://static.tildacdn.com/tild3765-6663-4738-a433-356539613937/_.jpg)
Tres Hermanos Comunistas
В основе ЗИС-5 – американский Аutocar SA 1929 года. На его производство СССР купил лицензию. Сначала в Москве собирали из импортных деталей АМО-2. Потом появился АМО-3 — тот же грузовик, но уже полностью из отечественных комплектующих. А с 1933-го начали вы-пуск ЗИС-5 — уже сильно модернизированной версии.
Первая партия ЗИС – 5, состоящая из 10 машин была собрана в июне 1933 года. На конвейер ЗиС-5 был поставлен 1 октября 1933 года без предварительной сборки опытного экземпляра. Простота конструкция позволила начать сборку, без каких либо серьезных сбоев. Серийная сборка нового автомобиля была запущена в кратчайшие сроки.
Советский грузовик ЗИС5 «Захар Иванович» - настоящий работяга войны советский грузовик грузоподъемностью 3 тонны.
Первая партия ЗИС – 5, состоящая из 10 машин была собрана в июне 1933 года. На конвейер ЗиС-5 был поставлен 1 октября 1933 года без предварительной сборки опытного экземпляра. Простота конструкция позволила начать сборку, без каких либо серьезных сбоев. Серийная сборка нового автомобиля была запущена в кратчайшие сроки.
Советский грузовик ЗИС5 «Захар Иванович» - настоящий работяга войны советский грузовик грузоподъемностью 3 тонны.
![](https://static.tildacdn.com/tild6331-3234-4634-b231-663738616566/photo.jpg)
По своей сути ЗиС-5 – это глубокий рестайлинг АМО-3. Какие задачи стояли перед конструкторами? Элементарные: сделать из чугуна, железа и дерева грузовик, который можно было бы ремонтировать в поле и который мог бы возить три тонны груза (АМО-3 перевозил только 2,5 тонны). И всё получилось в соответствии с техзаданием. При постройке обошлись даже без опытных экземпляров, ЗиС-5 сразу поставили на конвейер и первые десять собранных машин с конвейера отправились непосредственно заказчику. Весь автомобиль состоял из четырёх с половиной тысяч деталей, что даже для тридцатых было очень и очень скромно.
Во время ВОВ – один из основных транспортных автомобилей Красной Армии. Производился на Автомобильном заводе имени Сталина с 1933 по 1948 год. Во время ВОВ конструкцию грузовика ЗИС-5 сильно упростили. Для производства кабины использовалось дерево и фанера, а крылья начали гнуть из проката (до войны применялась штамповка). На передних колесах демонтировали тормоза. Демонтировали правую фару. Количество откидывающихся бортов уменьшили до одного. У ЗиСа нет блокировки дифференциала. Да и не больно-то она нужна: шесть цилиндров тянут с самых низких оборотов, и если надеть на задние колёса цепи, то ЗиС на бездорожье способен уделать даже американский Студебекер, не то что Опель Блитц захватчиков.
Во время ВОВ – один из основных транспортных автомобилей Красной Армии. Производился на Автомобильном заводе имени Сталина с 1933 по 1948 год. Во время ВОВ конструкцию грузовика ЗИС-5 сильно упростили. Для производства кабины использовалось дерево и фанера, а крылья начали гнуть из проката (до войны применялась штамповка). На передних колесах демонтировали тормоза. Демонтировали правую фару. Количество откидывающихся бортов уменьшили до одного. У ЗиСа нет блокировки дифференциала. Да и не больно-то она нужна: шесть цилиндров тянут с самых низких оборотов, и если надеть на задние колёса цепи, то ЗиС на бездорожье способен уделать даже американский Студебекер, не то что Опель Блитц захватчиков.
![](https://static.tildacdn.com/tild6331-6665-4431-b666-633333353366/1634235459_65-p-mash.jpg)
Мелкие неровности ЗиС «проглатывает» сходу, на более крупных чуть подпрыгивает, но в пределах разумного, головой крышу не пробиваешь, позвоночник не хрустит. Ехать можно, вот только надо ещё привыкнуть к тормозам.
На второй передаче можно не только трогаться, но и ездить на холостых оборотах. Поэтому и родилась легенда о том, как военный шофёр ехал-ехал и уснул за рулём глубокой ко-лее в 12 часов ночи. К пяти утра он проснулся и понял, что ехал всю всё это время – как ЗиС полз по колее на второй передаче, так и полз. Больше похоже на сказку, но чисто теоретически такое возможно, веры в мотор ЗиС-5 у нас не меньше, чем в возможности русской колеи.
На второй передаче можно не только трогаться, но и ездить на холостых оборотах. Поэтому и родилась легенда о том, как военный шофёр ехал-ехал и уснул за рулём глубокой ко-лее в 12 часов ночи. К пяти утра он проснулся и понял, что ехал всю всё это время – как ЗиС полз по колее на второй передаче, так и полз. Больше похоже на сказку, но чисто теоретически такое возможно, веры в мотор ЗиС-5 у нас не меньше, чем в возможности русской колеи.
![](https://static.tildacdn.com/tild6438-6130-4463-b438-643030636231/gmTx4Ptfy0OYzlV1TfAC.jpg)
Ну, и последняя байка. Говорят, многие водители возили с собой запасные полуоси, привязанные проволокой к раме. Это правда. Их менять приходилось, но это не конструкторская ошибка, а наоборот – мера предосторожности, которая помогала сберечь редуктор заднего моста, который в случае поломки поменять намного сложнее, чем полуось. Кстати, конструкция трансмиссии тоже полностью укладывается в концепцию простоты и надёжности. Тип картера заднего моста ЗиСа-5 часто называют «банджо» – уж больно он похож внешне на этот музыкальный инструмент. Его крышка крепится болтами, снять её легко, а там уже и до полуосей недалеко. Кардан «спайсер-500» вообще был вечным, так же, как и четырёхступенчатая коробка передач без синхронизаторов.
![](https://static.tildacdn.com/tild3236-3661-4036-b562-393133373430/scale_1200.jpg)
Для военного времени ЗиС-5 был очень неплохой машиной. Ему очень далеко до Студебекера, но иногда ЗиС выигрывал по проходимости, а главное – по крайне наплевательскому отношению к качеству ГСМ. Трофейные ЗиСы охотно использовали и сами немцы, особенно там, где их Блитцы беспомощно тонули в грязи. И какой бы сейчас иногда смешной не казалась конструкция этого грузовика, никогда не стоит забывать, что для многих он навсегда остался Захаром Ивановичем и «машиной-солдатом». И это очень почётно.
![](https://static.tildacdn.com/tild3036-3964-4132-b839-653165396237/6a2e2b6e7b656bdf4291.jpeg)